Ангелы - это бесплотные духи. Им неведомы наши распри, раздоры, войны, гнев, ненависть и зависть. Насыщаются они сладостью созерцания красоты Божественной и познанием премудрости вечной. Так, в непрестанном созерцании Бога, в постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда несмолкающем песнословии безмерной славы и величия Его живут на небе ангелы.
Ангелы, как бесплотные духи не знают нашего ни пространства (сейчас он в одном месте, в мгновение ока - в другом), ни нашего времени.
Ангелов огромное количество, и все они разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина.
Первый лик:
1. Серафимы;
2. Херувимы;
3. Престолы;
Второй лик:
1. чин Господства;
2. чин Силы;
3. чин Власти.
Третий лик:
1. Начала;
2. Архангелы;
3. Ангелы.
1.Серафимы
Из всех чинов небесных Серафимы — самые ближайшие к Богу; они — первые участники Божественного блаженства, первые наполняются светом великолепной Божественной славы. Серафимы, постоянно приникая к огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим — и самое слово означает: пламенный, огненный.
2.Херувимы - следующий после серафимов ангельский чин. Упоминаются в Ветхом Завете и в Апокалипсисе. Подробное описание херувимов дает пророк Иезекииль: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два крыла сложены на животе) , с копытами, двумя руками и четырьмя лицами (тельца и орла с левой стороны, человека и льва с правой) . Способ передвижения — шествие и полет. Заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость.
3.Престолы
Престол - третий чин ангельский - является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия. Престолы преимущественно пред всеми чинами ангельскими ощущают, созерцают Бога как Царя Славы и всего мироздания, Царя, творящего суд и правду.
4.Чин Господствия
Господствия - четвертый чин ангельский.
Для Серафимов Бог — пламенногорящая Любовь; для Херувимов — Премудрость; для Престолов Бог — Царь Славы; для Господств Бог есть Господь-Промыслитель. Созерцая Бога как Промыслителя — Строителя мира, Господствия людей учат заботиться о душе, внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками». Господствия нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли.
5.Чин Силы
Пятый чин ангельский - Силы.
Преимущественно пред всеми другими чинами этот чин ангельский созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса.
6.Чин Власти
Шестой чин ангельский - Власти. Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего. Ангелы шестого чина — самые ближайшие, постоянные свидетели Божия всемогущества, предпочтительно пред другими им дано ощущать его. От постоянного созерцания Божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею эти ангелы исполняются, проникаются этою властью так, как раскаленное железо проникается огнем, почему и сами становятся носителями этой власти, и именуются: Власти.
7.Начала
Седьмой чин ангельский составляют Начала. Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водою, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». Гром, молния, буря... всем этим управляют Начала и направляют, как угодно то воле Божией. Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими.
8.Архангелы
Восьмой чин - Арахангелы. Этот чин «определен для научения». Архангелы — это учители небесные. Чему же они учат? Учат они людей, как жизнь им свою устраивать по-Божьи, т.е. согласно с волею Божиею.
Разные пути жизни пролегают перед человеком. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Господь волю Свою о человеке. Архангелы знают, что ожидает известного человека на том или другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны, поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, учат избирать верный путь, пригодный для него.
Кто колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить.
Есть семь архангелов:
1. Михаил: он есть первый служитель Божественной славы, страж, защитник и забрало Божией чести.
2. Гавриил — служитель Божественной крепости и изъявитель сокровенных Божиих тайн.
3. Рафаил — служитель Божественных целеб (врачеваний), чудесно свыше на немощное естество изливаемых.
4. Уриил — свет и огнь, освещающий познанием Бога и возжигающий сердца человеческие любовию Божественною.
5. Салафиил — служитель Божественных молений, выну к Богу о роде человеческом молящийся и человеков усердно, богомысленно и умиленно молитися научающий и к молитве возбуждающий.
6. Иегудиил — служитель Божественных хвалений и исповеданий, помощник в подвигах и трудах, укрепляющий тех, кои труждаются в чем-либо для славы имени Господня, и мзду им за то от Бога ходатайствующий и уготовляющий.
7. Варахиил — служитель Божих благословений и дарований человекам от Бога препосылаемых.
9.Ангелы
Последний, девятый чин ангельский составляют Ангелы. Это — самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемый Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.